Институт Державы-покровительницы в МГП
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Впервые институт Державы-покровительницы был закреплен в 1929 г. в Женевской Конвенции об обращении с военнопленными.
Держава-покровительница — любое третье государство, не участвующее в вооруженном конфликте, которое защищает интересы одного государства и его граждан перед другим и контролирует соблюдение норм МГП.
Закрепление этого института в Женевской Конвенции 1929 г. обнаружило недостатки:
функции Державы-покровительницы распространялись только на защиту военнопленных;
институт Державы-покровительницы хотя и применялся, но функции были ограничены, т.к. Женевская Конвенция 1929 г. была обязательна только для государств, которые ратифицировали эту конвенцию.
Назначение Державы-покровительницы:
для назначения Державы-покровительницы нужно не только согласие воюющих государств, но и согласие Державы-покровительницы;
1-ый Дополнительный протокол внес изменения в механизм назначения Державы-покровительницы: государства обязаны назначать Державу-покровительницу;
согласно 1-ой и 2-ой Женевской Конвенции, возможно ограничение прав Державы-покровительницы в случае крайней необходимости (не касается военнопленных и гражданского населения).
Функции Державы-покровительницы:
имеет право посещать лагеря с военнопленными, с населением с оккупированных территорий, с интернированными;
может иметь конфиденциальные беседы и получать информацию, соответствуют ли условия содержания этих лиц положениям конвенции;
имеет право указывать государству на нарушения с просьбой их устранения;
функции контроля за тем, как происходит судебное разбирательство в отношении лиц, совершивших преступления, находясь в лагере для военнопленных, для интернированных, с оккупированных территорий;
обязана содействовать лицам в защите (адвокат, соблюдение процессуальных гарантий).
Исполнение Державы-покровительницы
Нельзя говорить, что институт Державы-покровительницы используется очень эффективно.
Во-первых, осложняет процесс то, что нужно согласие государства стать Державой-покровительницой.
Т.к. стороны могут не достигнуть согласия в отношении кандидатуры Державы-покровительницы, и можно не получить согласие со стороны государства стать Державы-покровительницы, то она может быть заменена.
Международный комитет Красного креста может выполнять функции Державы-покровительницы, т.к. согласно его Уставу он имеет право защищать лагеря военнопленных, оккупированных территорий, беженцев, интернированных. Работа Комитета Красного креста носит конфиденциальный характер: нарушение доводится до сведения нарушающей стороны и просят устранить такие нарушение, т.е. не обсуждается в прессе.
Во-вторых, возникают трудности организационного характера (Держава-покровительница нуждается в большом количестве квалифицированного персонала для выполнения своих задач).
Примеры исполнения Державы-покровительницы:
Суэцкий кризис (1956 г.);
конфликт в Гоа (1961 г.);
индопакистанский конфликт (1971 — 1972 гг.);
война по поводу Мальвинских островов (1982 г.).